severbike

Журнал о туризме, велосипедах, фотографии и нашем Поморье

В поисках пропавшей реки. Эпизод 2. Нырок



Есть в Пинежье такое интересное место -- Кёльдский нырок. В одном месте река Кёльда подмыла свод карстовой пещеры, и ушла вниз, чтоб появиться вновь на поверхности через 4 километра. Достопримечательность сия малодоступна по причине своей удалённости от цивилизации и, насколько мне известно, байкерами ещё не посещалась. Мы попытались исправить данную оплошность и посетить нырок сборной командой архангельских и северодвинских велосипедистов.

Вместо предисловия

2 года назад, в 2007-м году, была предпринята первая попытка прорваться до Нырка на байках. Тогда команда из пяти архангелогородцев и одного северодвинца из-за дефицита времени, а так же из-за отвратительного состояния лесовозных усов, в кисель размытых июньскими дождями, не смогла достичь вожделённой цели. Идея, казалось, была давно забыта, но во время пробега 2 Сийские Сотни, она начала обретать новые очертания. Состав группы долго оставался под вопросом, но всё же в число новой разведгруппы вошли 2 участника первого эпизода поисков пропавшей реки.

Заброска.

Луковецкий

Всё до боли напоминало первую вылазку к Нырку: Сийская дежурка, садящийся по пути Дима Кулиненков, выгрузка и сборка байков в Луковецком. Но позитивные моменты всё же были. Мы знали где начинается лесовозный ус, проходящий через Нырок, погода не баловала сильными ливнями, что позволяло надеяться хотя бы на пешую прогулку до нужного места... Вобщем в 11.30 мы подъехали к знакомому уже КПП в начале Луковецкой технологички и бодро покатили к первой цели нащего похода -- реке Вель.

Неспешно, 2-мя группами катим с небольшими пит-стопами. Остановки -- чаще чем хотелось бы, но что поделать. В такой большой нескатанной группе это неизбежно, тем более что я традиционно отваливаюсь на подъёмах из-за велорюкзака. Начинаются знакомые места. Чуплега. За ней максимальная точка на всём пути -- 136 метров. Перед Чуплегой как и в прошлый раз почти весь народ ломанулся к озерцу справа от дороги, хотя до реки -- 150 метров.

р. Чуплега

р. Чуплега

Залив фляги едем дальше. Лесовозов, в отличие от Онежского тракта и Пинежской дороги нет, что радует почти полным отсутствием пыли. Спуск к Сотке. Тут мнения группы разделились -- сделать маленький перекус или обедать. Большинство высказалось за обед, но мы их уговорили ограничиться чаем и бутербродами, иначе остановка могла затянуться на 2 часа, а время и так было уже 14.00, а впереди ещё добрых 40 км, из которых 10 неизвестно проходимы ли вобще.

Ща поедим и найдем Нырок

Обед на Сотке

Река Сотка

Дима готов в путь

Через час едем дальше. Не успели отъехать и на пару километров, как у Дмитрия Notnee очередной прокол. Они с Яной всерьёз решил побороться в этом сезоне за звание Чемпиона по проколам, которое 2 года принадлежит Косте qazqaz Кондратюку (такого количества проколов я не видел больше ни у кого). Досадная, но неизбежная задержка. Чуть дальше нам попались подготовленные для вывоза на большую землю хлысты. Объём впечатлял -- штабель примерно километр в длину с разрывами и метра 4 в длину. Работы лесовозам хватит прилично.

Река Вель

Яна ищет дорогу

Река Вель. Через пару километров будет нужный нам лесовозный ус. Не спеша начинаем движения, поглядывая на навигатор. Через полтора километра -- отворотка в нужную нам сторону, но навигатор говорит что мы ещё не доехали метров 500. Едем дальше, вот и нужная отворотка. Пора сворачивать если бы не одно но. Дмитрий Ломунов, ехавший всегда чуть впереди уехал из зоны видимости и останавливаться, похоже не собирался. Дмитрий Кулиненков вызвался догнать его и вернуть на путь истинный, а мы пока разведывали дорогу на предмет проходимости.

Мои прогнозы оказались верными. Нам предстояла пешая прогулка. Пока перекусывали, переодевались для пешей прогулки по лесу, прятали велосипеды подъехали 2 Дмитрия. Через 15 минут мы уже шли по лесовозному усу в сторону Кёльды.

Хождение к Нырку

Дорога к нырку

Да-а-а... Передвигаться по глинистым дорогам лучше на ГТС-е (Гусеничное Транспортное Средство). Но сей чудный агрегат не влезет даже в 100-литровый велорюкзак. Зато туда прекрасно помещаются армейские берцы и армейская же камуфла. Для передвижения по российским направлениям пока ничего лучше не придумали. Я, честно, очень не завидовал ребятам, которые шли в кроссовках.

Дырки в дороге

Не смотря на сухую корочку сверху, глина внутри была всё-таки сырой, и довольно часто народ проваливался по щиколотку и выше, что заметно снижало скорость передвижения. Плюс обходы очень мокрых мест. В итоге 7 км превратились почти в 10. Но где наша не пропадала? Что такое 20 км пешком? 4 часа? Не останавливаться же в такой близости от цели. Поэтому шли, попутно разгадывая тайны цепочек следов. Один раз попались даже след медвежонка, правда довольно старый.

Идём

Через полтора часа борьбы с раздолбанной глиной мы вышли на травяную просеку. Судя по карте она проходит как раз над подземным руслом Кельды: типичный карст с провалами. После небольшого военного совета идём сначала к Нырку. До него просто ближе (метров 800). Подкрепив силы овсяным печеньем и водичкой из реки Вель, тут же находим Нырок.

Остался последний рывок

Зрелище не то, чтобы феерическое, но всё же завораживающее. Река упирается в карстовую стену и... Заканчивается тихой заводью. Только едва слышнуй шум воды выдаёт наличие подземного русла. Нырок облюбовли бобры -- целых 2 плотины и куча незаконной вырубки, вернее погрызки. Целый Бобруйск постарался. Не меньше.

Нырок

Нырок

Наконец-то дошли

Вдоволь налюбовавшись окрестностями, нафотографировавшись, наобсуждавшись личную жизни бобров, мы пошли обратно. Через 2 часа были уже у байков. И тут встала дилемма -- где ночевать? Ехать дальше до Кёльды на разведанную 2 года назад поляну, или вернуться на Вель и искать место там? Опять же большинством голосов решили вернуться.

Разными дорогами

Наудивление нашлась неплохая полянка. Правда практически сразу у дороги, но движения по Луковецкой технологичке почти нет, и опасаться за матчасть не пришлось. Поужинали супчиком. Поставили палатки и легли спать.

Готовим ужин

В 6.00 подъём. Нам с Димой Кулиненковым надо сегодня вернуться домой. Для этого нужно успеть на Сийскую дежурку. Пока народ спит, мы приготовили завтрак и собрались. На запах свежеприготовленных макарон из палаток вылезли и остальные. Им, в отличие от нас спешить было некуда. В их планы сегодня входила Усть-Пинега, а назавтра -- лёгкая прогулка по М8 до Северодвинска, но это уже другая история, страна.

Ветер, традиционно сменился, и снова был встречным, правда не столько останавливающим, сколько освежающим. Забортная температура была здорово за +20, и без ветра катить с высоким каденсом было бы совсем тяжко. За разговорами незаметно пролетели Сотку, Чуплегу и подъехали к КПП в начале технологички. Ого, на часах 12.30. С 2-мя остановками особо не упираясь мы одолели обратный путь за 3 часа, тогда как туда ехали почти 6. Вот, что значит компактная малоостанавливающаяся группа.

На перекрётске я попрощался с Дмитрием -- он поехал в Арангельск своим ходом. Я же заскочив по пути в магазин, с целью купить что-нибудь перекусить, добрался до станции, где загорал в ожидании поезда. Через несколько часов я был дома.

Вместо послесловия

Второй эпизод Поисков пропавшей реки, хоть и увенчался нахождением Нырка, но отнюдь не решил всех поставленных задач. Нырок-то мы нашли, а вот до Вынырка дойти банально не хватило времени (в который раз), выедь мы на все выходные, а не на 2 дня, экспедициа была бы благополучно завершена. Что ж. Придётся вернуться на Кёльду в следующем году.

Трек похода