Кумбыш-трофи
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/880237/4507703.a/0_deba1_3e41238d_XL.jpg)
Кумбыш — самый мористый остров в Никольском устье Северной Двины. Самые мористые, то есть близкие к морю острова Северной Двины интересны тем, что на них располагались различные объекты, которые пытались скрыть от посторонних глаз. Колония — на Мудьюге, дивизион ПВО, прикрывавший стратегические заводы Северодвинска на Кумбыше, на одном из островов есть остатки автономного навигационного знака.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/879536/4507703.a/0_dedfa_4cfa6ad1_XL.jpg)
Мысль покорить Кумбыш давно мучала северодвинскую велобратию, не смотря на то, что после прошлогодней неудачной попытки нам удалось летом дойти туда под парусом. И вот семеро смелых решили попытать счастье в очередной раз.
Разведка боем показала, что снега в Никольском устье и Поганке нет, однако, как и в прошлый раз в последний момент капризная северная погода преподнесла неприятый подарочек -- в среду и четверг выпало полтора сантиметра снега. Это резко снижало шансы на успех, но мы всё же решили попытаться.
В краю непуганных рыбаков
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914553/4507703.a/0_deb9f_c9f1bb83_XL.jpg)
Выехав на Ягорку я сразу понял -- доедем. Дорога лучше, чем в прошлом году. Снега почти не было, либо он был укатан рыбаками. А выехав в Никольское устье, покатили по льду со скоростью 20-25 км/ч, изредка форсируя колеи в снежных заносах. Рыбаки все были уже на точках, поэтому машины нам не особо досаждали. А если и попадалась встречная машина, до глаза у сидящих в ней любителей подлёдного лова были как блюдца.
Вскоре мы приехали в рыбачий табор в Мурманском рукаве. Здесь хорошая дорога закончилась, и нам осталось проехать какие-то полкилометра по целине. Но снег был неглубоким, и не смотря на заметное сопротивление, мы довольно быстро доехали до мыса Голова на Кумбыше, где квартирует артель рыбаков.
В одном из домов мы нашли приют. Позавтракали, попили чаю. И стали решать как быть дальше. Раз мы на Кумбыше, надо ехать на базу. Сказано -- сделано. Оставив 2-х товарищей, не пожелавших с нами ехать, у гостеприимных хозяев, мы поехали дальше.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/4507703.a/0_deba4_34a192a1_XL.jpg)
Выехав из деревни Голова, мы нашли хорошую буранную дорогу в нужном направлении, по которой можно было ехать. Однако вскоре она завернула в сторону острова Голец, и нам пришлось вновь ехать по насту. Но мы не боимся трудностей, и вскоре мы подъехали к лесной дороге, которая ведёт в сторону базы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893240/4507703.a/0_deba2_bb826737_XL.jpg)
Дорога была непроезжаемая, но небольшая пешая прогулка пошла нам на пользу. Через некоторое время мы вышли к котельной. С лета кое-что подрастащили, но легендарный противогаз, с которым мы фотографировались в прошлый раз, так и лежал там, где мы его оставили.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893240/4507703.a/0_deba3_566caf4d_XL.jpg)
Но солнце уже начинало клониться к закату, и мы решили не осматривать всю базу, а пройтись по самым интересным местам -- офицерским казармам, ангарам и объекту с кодовым названием "тоннель".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/4507703.a/0_deba0_1dd3d85f_XL.jpg)
Военные покинули объект 15 лет назад, а посему, чистить специально для нас дороги было некому, пришлось прогуляться по колено в снегу. Вот тут то я и не пожалел, что променял свои гвардейские Ральфы, на берцы Витязь, иначе ноги были бы сырыми. Вот под эти весёлые мыли, с шутками-прибаутками мы дошли до тоннеля. Хотя я его вижу уже не в первый раз, всё равно эта махина впечатляет. Это сколько же сил стоило доставить все материалы морем, чтобы это всё построить. И весь этот огромный труд был уничтожен одним росчерком пера.
О байкерах и жаренной наваге.
Вернувшись в деревню, мы зашли в избу, где оставили наших товарищей... А там на сковородке шкворчала, покрываясь румяной корочкой, свежевыловленная навага, которой нас угостили гостеприимные хозяева. Вскоре рыба была готова, все сели за стол.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/880375/4507703.a/0_deba5_70bbf3ef_XL.jpg)
Кто не ели жареную свежевыловленную рыбку в рыбачьей избе, которая прямо-таки тает во рту, тот, много потерял. Когда меня спрашивают, зачем нам нужны эти велопоходы и прочее, я отвечаю, не из-за новых мест и впечатлений, хотя это тоже привлекает. А вот из-за таких вот моментов, которые, увы, бывают нечасто, но тем они и ценны. Но увы, всё хорошее когда-нибудь кончается. Мы заправили термоса, поблагодарили радушных хозяев за гостеприимство и поехали в сторону дома.
Гонки по рыбачьим лункам.
Выехав в Мурманский рукав, мы увидели, что рыбачий табор заметно уменьшился, на льду практически никого не осталось. Но когда мы подъехали поближе, то увидели много-много лунок, которые раньше были прикрыты либо машинами либо палатками. Начался настоящий слалом, лунки были натыканы чаще, чем мины на каком-нибудь минном поле.![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877700/4507703.a/0_deb9e_2a3ce193_XL.jpg)
Вскоре мы выехали на дорогу. Решили в этот раз идти плотной компактной группой, чтоб не терят время, пропуская каждую машину. И надо сказать, оставшиеся рыбаки вели себя корректно, то ли самые отмороженные уже уехали, то ли наоборот, остались. Но эксцессов и неприличных жестов не было, а по дороге туда их хватало.
В сгущающихся суиерках миновали Лясоминку и Никольски рукав. В Ягорке включили фары. На Яграх мы попрощались с Виталием Савельевым, и поехали в город. Минут через 40 я встретился с 2-мя лучшими друзьями уставшего байкера -- горячим ужином и горячей ванной.
Трек похода, 35 км в один конец:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516062/4507703.a/0_dedfb_897070ad_XL.jpg)
В следующей части подробный рассказ о дивизионе ПВО.
- Поделиться: