severbike

Журнал о туризме, велосипедах, фотографии и нашем Поморье

Кумбыш-трофи

Кумбыш — самый мористый остров в Никольском устье Северной Двины. Самые мористые, то есть близкие к морю острова Северной Двины интересны тем, что на них располагались различные объекты, которые пытались скрыть от посторонних глаз. Колония — на Мудьюге, дивизион ПВО, прикрывавший стратегические заводы Северодвинска на Кумбыше, на одном из островов есть остатки автономного навигационного знака.

Мысль покорить Кумбыш давно мучала северодвинскую велобратию, не смотря на то, что после прошлогодней неудачной попытки нам удалось летом дойти туда под парусом. И вот семеро смелых решили попытать счастье в очередной раз.

Разведка боем показала, что снега в Никольском устье и Поганке нет, однако, как и в прошлый раз в последний момент капризная северная погода преподнесла неприятый подарочек -- в среду и четверг выпало полтора сантиметра снега. Это резко снижало шансы на успех, но мы всё же решили попытаться.

В краю непуганных рыбаков

Выехав на Ягорку я сразу понял -- доедем. Дорога лучше, чем в прошлом году. Снега почти не было, либо он был укатан рыбаками. А выехав в Никольское устье, покатили по льду со скоростью 20-25 км/ч, изредка форсируя колеи в снежных заносах. Рыбаки все были уже на точках, поэтому машины нам не особо досаждали. А если и попадалась встречная машина, до глаза у сидящих в ней любителей подлёдного лова были как блюдца.

Вскоре мы приехали в рыбачий табор в Мурманском рукаве. Здесь хорошая дорога закончилась, и нам осталось проехать какие-то полкилометра по целине. Но снег был неглубоким, и не смотря на заметное сопротивление, мы довольно быстро доехали до мыса Голова на Кумбыше, где квартирует артель рыбаков.

В одном из домов мы нашли приют. Позавтракали, попили чаю. И стали решать как быть дальше. Раз мы на Кумбыше, надо ехать на базу. Сказано -- сделано. Оставив 2-х товарищей, не пожелавших с нами ехать, у гостеприимных хозяев, мы поехали дальше.

Выехав из деревни Голова, мы нашли хорошую буранную дорогу в нужном направлении, по которой можно было ехать. Однако вскоре она завернула в сторону острова Голец, и нам пришлось вновь ехать по насту. Но мы не боимся трудностей, и вскоре мы подъехали к лесной дороге, которая ведёт в сторону базы.

Дорога была непроезжаемая, но небольшая пешая прогулка пошла нам на пользу. Через некоторое время мы вышли к котельной. С лета кое-что подрастащили, но легендарный противогаз, с которым мы фотографировались в прошлый раз, так и лежал там, где мы его оставили.

Но солнце уже начинало клониться к закату, и мы решили не осматривать всю базу, а пройтись по самым интересным местам -- офицерским казармам, ангарам и объекту с кодовым названием "тоннель".

Военные покинули объект 15 лет назад, а посему, чистить специально для нас дороги было некому, пришлось прогуляться по колено в снегу. Вот тут то я и не пожалел, что променял свои гвардейские Ральфы, на берцы Витязь, иначе ноги были бы сырыми. Вот под эти весёлые мыли, с шутками-прибаутками мы дошли до тоннеля. Хотя я его вижу уже не в первый раз, всё равно эта махина впечатляет. Это сколько же сил стоило доставить все материалы морем, чтобы это всё построить. И весь этот огромный труд был уничтожен одним росчерком пера.

О байкерах и жаренной наваге.

Вернувшись в деревню, мы зашли в избу, где оставили наших товарищей... А там на сковородке шкворчала, покрываясь румяной корочкой, свежевыловленная навага, которой нас угостили гостеприимные хозяева. Вскоре рыба была готова, все сели за стол.

Кто не ели жареную свежевыловленную рыбку в рыбачьей избе, которая прямо-таки тает во рту, тот, много потерял. Когда меня спрашивают, зачем нам нужны эти велопоходы и прочее, я отвечаю, не из-за новых мест и впечатлений, хотя это тоже привлекает. А вот из-за таких вот моментов, которые, увы, бывают нечасто, но тем они и ценны. Но увы, всё хорошее когда-нибудь кончается. Мы заправили термоса, поблагодарили радушных хозяев за гостеприимство и поехали в сторону дома.

Гонки по рыбачьим лункам.

Выехав в Мурманский рукав, мы увидели, что рыбачий табор заметно уменьшился, на льду практически никого не осталось. Но когда мы подъехали поближе, то увидели много-много лунок, которые раньше были прикрыты либо машинами либо палатками. Начался настоящий слалом, лунки были натыканы чаще, чем мины на каком-нибудь минном поле.

Вскоре мы выехали на дорогу. Решили в этот раз идти плотной компактной группой, чтоб не терят время, пропуская каждую машину. И надо сказать, оставшиеся рыбаки вели себя корректно, то ли самые отмороженные уже уехали, то ли наоборот, остались. Но эксцессов и неприличных жестов не было, а по дороге туда их хватало.

В сгущающихся суиерках миновали Лясоминку и Никольски рукав. В Ягорке включили фары. На Яграх мы попрощались с Виталием Савельевым, и поехали в город. Минут через 40 я встретился с 2-мя лучшими друзьями уставшего байкера -- горячим ужином и горячей ванной.

Трек похода, 35 км в один конец:

В следующей части подробный рассказ о дивизионе ПВО.

  • Поделиться: 
  • Поделится в контакте
  • Поделится в Контакте
  • Твитнуть
  • Поделится в Telegram
  • Поделится в Одноклассниках