severbike

Дежурка

В нашем краю непуганных калининградских судостроителей-губернаторов расстояния огромны. В России-матушке не так много регионов, в котором можно полсуток ехать на поезде и не выехать за пределы области. От той же Няндомы до Вологды в 2 раза ближе, чем до Архангельска.

Пространства-то большие, а вот с дорогами — не очень. С электрификацией железных дорог — ещё хуже. И для многих населённых пунктов «дежурка» — единственный человеческий способ сообщения с большой Землёй. Так что же такое «дежурка»?

«Дежурка» — по сути, это пригородный поезд на дизельной тяге. В других регионах их называют «дизелями» или «собаками», у нас «дежурками». Обычно «дизель» это жменька сидячих вагонов, прицеплённых к маневровому тепловозу, например, ЧМЭ3 или ТЭ1. Но у нас же 5 франций и 20 швейцарий в одном регионе, поэтому тепловозы у нас магистральные, 2ТЭ или ТЭП10. И вагоны цепляют не только сидячие, а очень часто плацкартные в режиме общих.

И только на «дежурке» вы можете живьём увидеть как поезд останавливается даже не у полустанка, а вобще в чистом поле. Точнее в тайге. Такие остановки часто даже не имеют имен собственных и называются незатейливо — 18-й километр. 1005-й километр. Их очень любят грибники и охотники.

И только в наших 5 франциях маршрут «дежурки» может быть длиннее, чем у иных пассажирских поездов. Поезд «Архангельск-Няндома-Онега-Малошуйка», недавно отменённый, имел протяжённость маршрута большую, чем у поезда «Вологда-Москва», а веть по сути своей та же дежурка. Отменили его якобы из-за низкого пассажиропотока, ага. Билетов на него часто было не купить — такой он был популярный.

А пассажиры, пассажиры — это отдельная песня. В одном вагоне может ехать на родину в Пуксу бывшый зэк без гроша за душой, а рядом с ним сидеть вполне успешный обеспеченный человек, который решил порыбачить на Сийских озёрах или покататься на велосипеде по среднему течению Пинеги. И оба могут спокойно стоять рядом и курить в тамбуре. Один патриотический «Беломор», второй буржуазный «Мальборо» и расказывать друг другу смешные истории из жизни.

Только у нас можно наблюдать как в привокзальных ларьках пассажиры дежурок покупают пиво оптовыми партиями. Такое ощущение, что там, куда они едут, пиво используют вместо воды — заваривают чай, варят суп, купают детей и сами моются исключительно пивом.

А вот чего нет в дежурках, так это торгашей китайским барахлом и бардов-побирушек, выпрашивающих деньги. И суетливости московских электричек. Так и ходят они не спеша от столба к столбу по области, самим своим существованием подчёркивая размеренность и неторопливость бытия в российской глубинке.

Увы, ветер перемен добрался и до наших краёв. На Северодвинском направлении с 3 августа дежурки заменены на рельсовые автобусы РА-2. Может оно и к лучшему. Но вместе с дежуркой уходит в прошлое и её своеобразная аура. Язык не поворачивается называть РА-2 дежуркой. Только "собакой".

Собака "Нёнокса-Северодвинск" где-то в кривой.

Собака "Нёнокса-Северодвинск" на платформе "пр. Морской". Она занимает едва ли половину платформы

Собака "Нёнокса-Северодвинск" на переезде на проспекте Морском.

  • Метки: 
  • Поделиться: 
  • Поделится в контакте
  • Поделится в Контакте
  • Твитнуть
  • Поделится в Telegram
  • Поделится в Одноклассниках