Малошуйка - Северодвинск
Собираем велосипедыВсе туристы, кто планирует походы в сторону Карелии из Архангельска (или в обратном направлении) в один голос утверждают: “Летом от Малошуйки до Онеги невозможно добраться.” Прошлой зимой этот отрезок поморскими байкерами проходился дважды — во время походов Онега–Малошуйка и Беломорск—Северодвинск, частью по зимнику, частью по льду моря. И вот четверо смелых решили покорить непроходимый доселе участок летом. Правда уже перед самой отправкой оказалось, что от Онеги до Малошуйки уже прошли 2 группы, но всё же мы отметились первопрохождением на отрезке Нименьга-Варзогоры.
День первый. Архангельск-Малошуйка.
Ну-ка мечи стаканы на стол,
Ну-ка мечи стаканы на стол,
Ну-ка мечи стаканы на стол
И прочую посуду
(© Аквариум)
Так уж получилось, что вопрос о том, будет поход или нет, решился меньше чем за сутки до выезда, поэтому сборы проходили в стиле “хватай мешки, вокзал отходит”. Виталий с Сашей двинули своим ходом в Архару, я же поехал на автобусе (опять АПАП-1, не любящий байкеров, рюкзак с колёсами в багажнике, я с байком в салоне, билет + 2 багажа). Обогнал ребят у Зеленца. Павел ждал уже на автовокзале, и мы поехали в ближайший магаз за продуктами. Вскоре к нам присоединился Виталий, а Александр решил заскочить за новой резиной — ехать по гравийке на полуторадюймовом слике весьма попахивает мазохизмом. Вскоре подъехали к вагону, основная масса уже погрузилась, проводник пьяненький, большинство пассажиров тоже, поэтому на наши байки внимания никто не обратил. Погрузка прошла быстро, только вот места нам достались в разных частях вагона.
Па-аехали, тут же раздался бодрый звон и бульканье, чемпионат по литроболу начался. Отдельные ретивые игроки бегали за алкоголем уже в Исакогорке. И продолжалось это всю ночь, уснуть в этом бедламе было очень трудно, но когда мне это всё-таки удалось, я был тут же разбужен ребятами в серой форме. Епрст, что опять, оказалось, что Саша Шемендюк не придумал ничего лучше, как запихать свой фотик на откидную полочку, а поскольку добудиться его не смогли, разбудили меня, ну одному страдать мне не хотелось, поэтому разбудили-таки и его.
В итоге поспать удалось всего пару часиков.
День второй. Малошуйка–Тамица
Малошуйка–ст. Нименьга–д. Нименьга
Выгружались не спеша, поскольку толком никто не выспался. Так же не спеша готовили технику, проверяли и подгоняли снарягу. В 7.30 всё-таки был дан старт. Когда проезжали мимо паровоза, местные спросили, куда мы едем. Узнав о конечной точке нашего путешествия, они сказали: “Не проедете”. Как же, они видимо не знают на что способен современный маунтин-байк в руках безбашенного кантрийщика.
Дорога оказалась вполне проезжаемой даже на высоких передачах, небольшие подъёмчики, спуски, кое-где грязь во всю дорогу. Нормальная такая работа. Минут через 20 слегка вспотели и решили скинуть лишнюю одежду. Впрочем это был самый лёгкий отрезок пути, ехали как по автобану. Вскоре показалась станция Нименьга. Где мы залили баки водой из колонки. Немного поплутав мы вышли к переезду, и не спеша поехали в сторону деревни Нименьга. Грибов вдоль дороги оказалось немерянно, и мы не смогли побороть искушение и немножко позаниматься “тихой охотой”, но отвлекаться не стоило, нам ещё нужно поймать отлив на переправах.
Вскоре мы въехали в Нименьгу, которая нас встретила весьма жиденьким и нестройным хором собак. Голосов в этом хре на слух было раз эдак в -дцать меньше, чем домов. Сделав пару контрольных снимков, мы приблизились к церкви с часовней, от которых нас отделяла Нименьга. Время 9.00, решено было обследовать церковь, заодно отрепетировать процедуру форсирования водной преграды. Паша отказался разделить с нами это приключение. Водичка оказалась весьма и весьм холодной, зубы постукивали только так, но мы удачно попали на брод, и очень ыбстро переправились. Павел глядя на нас всё-таки решился составить нам компанию, и вскоре мы вчетвером пробрались в церковь через выломанное окно.
На первом этаже “предприимчивые” новые аборигены устроили сеновал (действительно, не пропадатьже зданию). И все двери оказались намертво завалены. Нонашлась дырка в потолке, через которую мы попали на второй этаж. Посмотрели всё, что можно было, и решили забраться на чердак. Благо под руку подвернулась лестница и подходящая дырка в потолке. Удалось даже выбраться на крышу, а Саша залез в развалившуюся маковку.
Через час мы вернулись к велам и поехали дальше, так уж получилось, что дорога наша шла мимо того дома, где Виталий зимовал во время похода Беломорск–Северодвинск, заглянули на чашечку чая к гостеприимным хозяевам, заодно разузнали у них насчёт переправы через Нименьгу и дорогу в Ворзогоры. Оказывается прохеать очень дае можно, они гоняют в Варзогоры на стареньком Восходе. Ну раз они проезжают на мотоцикле, но на байках мы точно пройдём, подумали мы и, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, поехали дальше.
д. Нименьга–Ворзогоры
–Док, там же нет дороги!!!
–А кому нунжы дороги?
(©Назад в будущее)
Вскоре дорога затерялась в высокой траве, осталась только просека, впрочем вполне проезжаемая. Ехали не спеша, но и не плетясь как умирающие лебеди. Вскоре дорога вышла на берег Нименьги и затерялась в камышах, остались только едва различимаю тропа в высоком камыше. Ехать надо было очень осторожно, потому-что в любой момент можно было ухнуть в канаву или яму, увидеть которую можно только в последний момент. Так оно и случилось, я слишком поздно заметил канаву, но всё обошлось — я весьма благоплучно оттормозился, и переднее колесо хоть и зависло над краем канавы, но не провалилось туда.
Вскоре мы увидали лошадку, мирно пасущуюся на лугу, её привязали и забыли, она подъела всю траву под ногами и жалобно ржала. Подходить к ней побоялись, так и неизвестно, нашёлся ли нерадивый пастух или лошадка так и закончила свои дни на том негостеприимном берегу. Вскоре мы увидели цепочку камней, и свернули, подумав, что это нужнй нам брод. Вышли на берег и… По колено увязли в няше…
Няшей на Севере называют вязкий ил, в котором обитает червь-пескожил - основной корм камбалы. Раньше в каждой няшной реке поморы вели промысел камбалы рюжами. Сегодня камбалу рюжами в Белом море добывают только братья Коткины на Мезени.
Тихо матерясь начали переход реки, Павел с Виталием решили переносить рюкзаки отдельно, велы отдельно, мы же с Александром решили переправиться за один раз. Не самое правильно решение, т.к. глубина оказалась достаточно большой, и не смотря на то, что мы перешли реку не смочив памперсы, втулки парочку раз купнулись в водах Нименьги.
Очистившись от няши, мы поехали по какому-то подобию тропы, которая вскоре затерялась в камышах. Вдали мы увидели ветки решили, что это — отмечен брод и оттуда должна быть дорога. Оказалось не совсе так, и вскоре мы вышли на отливную полосу, по которой мы шли долгих 2 часа.
Воды в море — кот наплакал, у берега вязкая глина, и мы забраи мористее, где был песочек, по которому даже можно было ехать. Русло Тапшеньги, через которую группам перед нами приходилось переправлятся чуть ли не по горло в воде, мы почти не заметили, глубина изменилась незначительно. Недалеко оказался Тапшеньгский камень, на котором мы устроили плановый питстоп на перекус. Где-то в 14.30 мы достигли берега, отмылись от лишней грязи, почистили велы.
Дорога на Ворзогоры нашлась очень быстро, ехать по ней было не самым приятным занятием, но всё же после полосы отлива эффект налицо. Виталий, сказал, что ехать будем час, оказалось 15 минут. В Варзогорах мы первым делом зависли на час у колодца, домывая велы, отмываясь по-хорошему от гляны. Вскоре мы подъехали к гостеприимному дому тёти Нади, которая напоила нас чаем, и накормила овсянкой. Она хотела накормить нас ухой, но время поджимало и ждать мы не стали, а жаль, любопытно было бы попробовать уху из камбалы.
В итоге мы отметились первопрохождением маршрута Нименьга—Варзогоры по полосе отлива, что позволило избежать переправы через Тапшеньгу, и показать весьма неплохое время — 5 часов 10 минут.
Ворзогоры–Поньга–Онега
Дорога до Онеги, хорошая грунтовка, проблем не вызвала, катилось хорошо, но первые километров 10, мы глядели на бортовые кмопы и не верили глазам, — скорость выше 15 км/ч не поднималась, никому не хотелось ломить. Правда потом всё же прибавили. В Поньгу приехали в 8-м часу, до рейсового парома ещё почти 2 часа, поэтому мы решили обратиться к речным таксистам, перевезти нас согласился только один, взяв по 15 ру в чела и байка. 4 байка и 5 человек на катере с мотором “Ветерок”, это что-то. Поглазеть на наше прибытие сбежалось наверно полнабережной. Мощности мотора чтоб выйти на глиссер не хватало, поэтому шли в водоизмещающем режиме. Когда выгрузились, наше место нахально занял пёс. Чем кончилась разборка, мы не увидели, но когда мы отъезжали, к нам пристали братки, крышующие таксистов, мол сколько он с вас взял, ну поскльку наш кэп им ничего не сказал (а они сначала к нему докопались), мы от них с грехом пополам отшутились.
На центральной улице нашли магазин, докупили кое-какой провизии с учётом того, что до Северовдинска нормального магазина мы не увидим. Тут же стали решать как нам снова собраться, Саша ночевал в Онеге у знакомых, нам же предстояло ещё найти место ночевки, думали доедем до Покровского, и там на берегу моря устроим лагерь. Нужно сказать, что по этой дороге никто из нас ещё не ездил, до этого все маршруты пролегали по технологической дороге через Маложму. Тут к нам подошёл мужик, спросил что да как. У него мы узнали, что по той дороге дачи тянутся аж до 35-го километра, это была засада. Правда он нам сказал, что есть стоянка на 23-м километре в районе Каменного ручья. Договорившись с Сашей о маркировке пройденного пути и места стоянки, мы расстались с нм и поехали к выезду из города.
Онега–Покровское–Тамица
Выехав из Онеги пытались идти паровозиком, но это не совсем получалось. Таким составом мы ещё не ездили. Но всё же удавалось держать скорость 28-30 км/ч. После Покровского начались дачи, причём они шли сплошной полосой. У меня сложилось ощущение, что дач гораздо больше, чем жителей в Онеге. Показался кемпинг “Каменный ручей”. Мы сразу поняли, что нам здесь ничего не светит — рядом дорога, дачи, закусочная. Куча народу. Нам этот вариант никак не подходил — весьма неприятно было бы проснуться и не обнаружить велосипедов.
Едем дальше. У одного из магазинчиков остановились и разговорились с местным, который сказал, что до Тамицы можно даже не пытаться искать стоянку, их просто нет. Начало темнеть (время уже 11-й час), я одел циклоп, Паша с Виталием ограничились моргалкой. Вскоре въехали в Тамицу. Время 23.20. Решено пытаться вписаться на ночь, проехали поближе к центру деревни, разузнали насчёт ночёвки. Оказалось, приедь мы пораньше, проблем не было. Так же он сказал что на взгорках за деревней можно остановиться. Поехали дальше. Виталию место не понравилось, плетёмся дальше. Справа по борту мелькнуло озеро (ещё минут 15 и мы бы его не увидели), Виталий порывался ехать дальше, мы ему говорим: “Вот вода, вот дрова, вот холмик с поляной для стоянки, чего тебе ещё надо?” Остановились.
Соблюдая светомаскировку, я и Павел затащили велы, а Виталий, положив байк на обочину, пошёл в сторону озера. В этот момент проезжавшая мимо машина тормозит и даёт задний ход. “Всё, пипец, сейчас вся деревня будет знать, что мы здесь ночёвку устроили” — подумали мы. Но Виталий подошедший чуть позже сказал, что мужики подумали, что его сбила машина, он их успокоил, сказав, что спускался к озеру за водой.
Тут же организовали костёр, сделали своеобразные тенты из плёнки, которая так и не понадобилась при перевозке велов, соорудили ужин. Отужинав стали ложиться спать, и вовремя, только мы залезли в спальники, как тут же пошёл дождь.
Итог дня
Расстояние: 102 км
Время в пути: 16 часов 10 минут
Средняя скорость: 6,3 км/ч
День Третий. Тамица–Северодвинск
Тамица–Кянда–р. Сюзьма
Проснулся, как водится, первым. Решил не валять дурака, раскочегарил костёр, пошёл к озеру за водой. В этот момент подъехал Саша Шемендюк. Позавтракав, стали собираться. Саша с Виталием собрались чуть пораьше и потихоньку поехали, чуть погодя выдвинулся и я, вскоре их догнав, Паша так и ехал где-то сзади. Приехали в Кянду, порадовались немножко асфальту. Попросили у местных кипяточку на чай, нас приняли и напоили чаем, Павел решил не останавливаться и ехать дальше. Не стали и мы засиживаться.
Следующие 4 километра стали настоящей пыткой. Дорогу ещё только делают, и она отсыпана крупной щебёнкой, ехать по которой просто убийственное развлечение. Руки просто выбивало. К тому же из-за грязи, забившейся при переправе через Нименьгу под пыльники, стало подклинивать вилку. 4 клометра преодолевали почти 40 минут, и тот участок отнял все силы. Потом пошла укатанная грунтовка, кое-где выложенная плитами. Но лафа закончилась после развилки Уна–Северодвинск. Пошла опять гравийка, хоть и не такая убийственная как после Кянды.
Через пару часов байк вытряс из меня всю душу. Ещё бы, жёсткая кантрийная рама, подклинивающая вилка. Держал где-то 15-17 км/ч. Начала поблеть голова от тряски. Мысли куда-то все испарились, работал чисто на автомате. Народ упилил вперёд, договорились, что если мне стане фигово, торможу машину и прошу передать впереди идущим. Решил каждые полчаса делать остановку на 2-3 минуты, воды попить (на ходу это делать нереально, руль так и норовит вырваться из рук), а каждые полтора часа привал на 15 минут. Ближе к 17.00 решаю, что полуторачасовой перегон заканчиваю и останавливаюсь на полчаса-час, перекусить-отдохнуть. В этот момент показался мост через Сюзьму и 2 дыма от костров, у одного стояла машина, а у другого оказались наши. Не так уж и сильно я отстал.
р. Сюзьма–р. Верховка–р. Солза–Северодвинск
Попили чаю, заварили овсянки. До города оставалось километров 65, и решили ехать каждй сам за себя (чтоб не ждать на Куртяево). Поехали. Через пару километров решил поздороваться с кустиком. Пока сидел думал, блин ну и дорога, даже высокопрофильная резина не спасает… Блин, идиот, ну кто же ездит по колбасе на до дуба забитых шинах. Из рюкзака извлекается отвёртка, давление сбрасывается примерно до 2 кгс/см2, во, другое дело, главное большие камни не ловить, чтоб не было змеиного укуса. Скорость разом поднялась до 20-22 км/ч (всё таки меня утрясло, и быстрее ехать было просто нереально, да и похоже в поезде продуло, от открытого окна и начала сказываться простуда). В итоге 30 км до Куртяево я преодолел за полтора часа.
А вот дальше стало совсем грустно. И 10 км от Верховки до Солзы я преодолевал полтора часа. Метров 300-400 проеду, метров 50 пройду пешком. Думал, епрст, как мне хреново, тут же вспоминал гонку Париж-Рубэ, и понимал что это ещё не самый край. На Солезнском мосту полчаса собирался с мыслями, перекусывал, забивал шины до дуба, одевал циклоп, т.к. уже начало темнеть.
В подъём думал не заеду. Заехал. Встал на асфальт, врубил третью переднюю и поехал. Опачки, вот и Водогон уже, глянул на велокомп, и не поверил глазам — 30 км/ч. Вот что значит покрытие дороги. Отзвонился домой, ребятам, что доехал нормально. Вот и Северодвинск. С кудемского моста свернул во дворы и минуты через 3 был дома, где пил чай, балдел в ванной, и думал, чёрт возьми, я опять это сделал.
Итоги дня:
Расстояние: 123 км
Время в пути: 11 часов
Средняя скорость: 11,2 км/ч
- Метки:
- Архангельская область,
- Белое море,
- Онега,
- Поделиться: